КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ?

  • -

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ?

Человек, который желает выжить в современном мире должен быть успешным. Что нужно, чтобы быть успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное — смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям Внутри и за пределами своей школы.

Основные качества, которые должны быть присущи руководителю, следующие:

  • Компетентность.
  • Коммуникабельность.
  • Внимательное отношение к подчиненным.
  • Смелость в принятии решений.
  • Способность творчески решать проблемы.

Последнее является самым важным. Современный руководитель — это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии.

Современный руководитель — это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.

Современный руководитель — это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь длительные трудности.

Современный руководитель — это лидер, стремящийся не приказывать, а выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, являющийся энтузиастом и готовящий, поддерживающий энтузиастов.

Современный руководитель — это человек, интегрирующий усилия сотрудников на широкое использование культурно-этнических инструментов управления. Таким образом, современный директор школы должен обладать вышеперечисленными человеческими качествами и иметь следующие черты менеджера-лидера:

  • Доступен любому работнику, тон обсуждения любых проблем Всегда доброжелателен.
  • Понимает, что управлять, значить делать дело руками других. Отсюда большую часть своего Времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников.
  • Противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив.

Терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии.

  • В трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений.
  • Не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием.
  • Стремится развивать коллективные формы работы единой командой.
  • Всегда открыт для новых идей; создает атмосферу, е которой свободное высказывание идей становится нормой.
  • Формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других.
  • С готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников.
  • Не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.

Менеджер-лидер вместе с тем мыслит:

  • протокольно — отличает факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого;
  • безинерционно — накопленный опыт и знания не мешают ему принимать оригинальное решение при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем;
  • методично — последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливать коммерческие, управленческие и психолого-педагогические ситуации;
  • мобильно — переносит накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий;
  • доминантно — выделяет главное и не тонет в мелочах;
  • конструктивно — не только вскрывает причины недостатков, но и умеет находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, умеет качественно улучшать дело.

Менеджер-лидер мыслит не по принципу «или-или», (или то, или другое), а по принципу «и – и» (и то, и другое) — Бее зависит от конкретных обстоятельств и условий. Сама жизнь и рыночная обстановка заставляют его быть стихийным диалектиком. Он оперирует, казалось бы, взаимоисключающими друг друга понятиями типа: «качественное количество», «творческая исполнительность», «инициативная дисциплина», «организованная неорганизованность» и т.п.

Лидер не только должен организовать и руководить изменениями, но он должен «сам быть теми изменениями», которые желает видеть у других. «Лидеру придаются функции социального архитектора», изучающего и создающего то: что называется “культурой труда», — те неосязаемые элементы, которые сложно выявить: но которые исключительно важны: поведение, ценности и нормы.

Особенность современного взгляда на лидера состоит в том, — пишут М.В. Грачев, А.А. Соболевская, Д.В. Кузин, А.Р. Стерлин в своей книге, — что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как главный агент последовательных изменений в корпорации” (12, с. 36-37).

Такой общий контур менеджера-лидера. Воплотить в жизнь  эту модель нелегко, но, как говорят американцы: “Умение ходить по воде не возникает за один день».

I.Директор школы должен вести за собой, учить учиться, создавать образ будущего. Руководитель образовательной системы должен влиять на ценностные аспекты сознания людей, на их культуру, видение будущего. Руководство не сводится исключительно к умению договорится с педагогами или найти с ними компромисс, это — преобразование культуры школьной организации, нацеленность на внутренние изменения.

II. Директор школы — это стратег разработчик: «Общих правил игры”, новых идей на основании которых развивается концепция школы. Предоставление учителям творческой и профессиональной самостоятельности, инициативы, «педагогической предприимчивости».

На основе глубокого изучения литературы по теории управления мною сконструирована следующая концепция внутришкольного управления, методологическими основами которой являются:

  1. Повышение уровня сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, между педагогами и учащимися. Перевод внутришкольного управления на демократическую основу, т.е. включение в процесс управления учителей и учащихся.
  2. Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.
  3. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.

Объединение строит свою работу на принципах:

  • Добровольности;
  • Открытости;
  • Творческого подхода к любому делу
  • Коллективного принятия решения

Задачами объединения являются:

  • Формирование нового стиля взаимоотношений в системе администратор — педагог — ученик
  • Создание условий для самореализации личности, перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых.
  • Развитие творческой инициативы учащихся и педагогов.
  • Объединение индивидуальных действий и идей, придание организованного характера творческому поиску.
  1. Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.
  2. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.

При принятии решений и выполнении управленческих функций следует ориентироваться на следующие принципы управления коллективом:

  1. Принцип уважения и доверия к человеку:
  • уважать личное достоинство человека;
  • предоставлять личности свобод выбора;
  • доверять человеку на основе взаимоуважения;
  • не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность;
  • способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;
  • паошрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;
  • гарантировать каждому сотруднику личную защищенность в коллективе.
  1. Принцип целостного взгляда человека:
  • строить свои отношения с учителями не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
  • Вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;
  • делать все возможное, чтобы время проведенное на работе, были светлыми и радостными;
  • встречаться с учителями в неформальной обстановке.

3.Принцип сотрудничества:

  • знать и учитывать личные качества учителей;
  • ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;
  • бережно относится к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.

Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия — это творческие группы.

Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год; перспективный — на 3 года. Характер общения между членами группы — неформальный.

4.Принцип социальной справедливости:

  • равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;
  • систематически освещать в коллективе деятельность администрации;
  • предоставлять педагогам равные ‘»стартовые» возможности;
  • приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.

5.Принцип индивидуального подхода во внутришкольном управлении:

  •  глубоко изучать систему работы каждого учителя;
  • систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя;
  • помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию:
  • вселять в учителя профессиональную уверенность;
  • постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;
  • учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
  • определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.

6.Принцип обогащения работы учителя:

  • следить за повышением квалификации учителей;
  • проводить семинары, «круглые столы» симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
  • проводить с учителями консультации по погоду их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
  • систематически обсуждать в педагогическом коллективе литературные и поэтические новинки.

7.Принцип личного стимулирования:

  • справедливо использовать моральные и материальные стимулы:
  • иметь хорошо продуманную систему стимулов. Вежливость: улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку — более сильно действующие стимулы, чем награждения;
  • помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.

Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находится в одинаковых демократических условиях.

«Технология» успешного управления школой состоит из трех основных этапов:

  • cбop информации о состоянии управляемого объекта;
  • ее переработка;
  • выдача командой информации.

Значит успех управления зависит от наличия внутришкольной системы информации.

Каждый директор школы должен иметь «обязательный минимум информации» о тех людях, которыми он управляет, об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе развитии тех процессов, звеньев, участков работы школы, за которые он отвечает и на которые пытается оказывать управленческие воздействия.

Координация — основная задача управленческой деятельности.

Успешное управление — это реализованная цель. Цель — это желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем.

Главное в управлении — четко видеть цель. Цель вызывает организацию, необходимость программно-целевого планирования и разработки конкретной программы достижения каждой цели.

Главное назначение руководителя — создавать системы: система внутришкольного контроля, система внеклассной и внеурочной воспитательной работы, система работы с родителями и т.д.

Управлять современной школой успешно можно только в том случае, если подчинять свои действия определенным правилам, четкому режиму. Системный подход к управлению заключается в четком, скрупулезнейшем распределении функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива.

Директорами не рождаются, директорами становятся!